Более тридцати православных реликвий из зоны проведения СВО поступили на постоянное хранение Государственному музею истории религии в Петербурге. Новые экспонаты пополнят раздел, посвященный роли церкви в армии и полковому священничеству.
Как рассказала заместитель директора музея по научной работе Екатерина Терюкова, ранее этот раздел формировался в основном за счет вещей, относящихся к дореволюционному периоду.
- Условия современной войны иные, и мы видим, что привычные атрибуты священников в полевых условиях стали претерпевать модификацию. Нам хотелось запечатлеть этот процесс, и благодаря новым поступлениям это стало возможным, - подчеркнула Екатерина Терюкова.
Среди новых поступлений - жилет-разгрузка с крупной надписью на спине "Священник". За счет многочисленных карманов он позволяет носить с собой разные нужности, которые понадобятся священникам в полевых условиях. А еще - складной полковой алтарь и складной жертвенник, изготовленные руками прихожан.
- Как говорится, сравните со старинными предметами, которые представлены в экспозиции, и почувствуйте разницу, - отмечает Терюкова. - Раньше священники вынуждены были брать с собой большой дорожный ящик, в который складывалось необходимое для проведения литургии и который нужно было возить на телеге. Сейчас все гораздо компактнее. Вот специальная сумочка, изготовленная на большом церковном производстве. Надевается поверх бронежилета. В ней маленькие небьющиеся емкости (сделаны по подобию дезодорантов) с елеем и миро. С такой легко пройти по окопам и оказать духовную помощь ребятам в экстремальной ситуации. Епитрахиль (тканевая полоса, одеваемая поверх рясы) - и то защитного цвета.
В Ленинградской области при храме Святого великого князя Владимира в городе Коммунар работает мастерская, где шьют необходимое облачение для священнослужителей, выезжающих в зону СВО.
Кстати, повседневная одежда в зоне боевых действий сейчас максимально приближена к военной форме - чтобы было удобно и священник не выделялся среди бойцов. А если в определенный момент не обойтись без рясы, разработан ее укороченный вариант.
Также в музее теперь есть привезенные с зоны боевых действий знамена с православной символикой, скуфья (шапочка) иеромонаха Феофана, насельника Свято-Николаевского монастыря в Донецкой области, попавшего в плен и затем возвращенного по обмену. Скуфья была с ним все это тяжелое время.
Вышитая икона блаженной Ксении Петербургской. Автор вышивки - военный медик по имени Ксения. Икона долгое время была с ней на передовой, а теперь стала музейным экспонатом.
Икона Богоматери "Умягчение злых сердец", написанная неизвестным мастером, одним из участников СВО, на крышке ящика для патронов. Блок из десяти иконок, принадлежавших нашим бойцам, набор шевронов с религиозной тематикой.
Все вещи будут поставлены на музейный учет, и это очень важно. То есть отныне они будут охраняться государством и будут сохранены для потомков.